2006 год
В январе-феврале 2005 года группа зороастрийцев из Санкт-Петербурга побывала в Индии, стране с глубинными древними традициями. Из 80 тыс. зороастрийцев, проживающих сейчас в Индии, около 50 тыс. человек живут в Мумбае, который является одним из самых крупных зороастрийских центров. Здесь находится около 50 храмов огня, есть медресе, где обучают будующих священников для проведения зороастрийских ритуалов, выходит зороастрийский журнал «Парсиана», есть зороастрийский госпиталь.
----------------------------------------------------------
Индия – экзотическая страна, очень отличающаяся от европейских. Она свято хранит древние традиции самых разных религий и верований. Около 80% населения считаются индуистами. Вместе с ними здесь прекрасно уживаются люди, исповедывающие ислам, христианство, буддизм, джайнизм, иудаизм, сикхизм, зороастризм и множество других религий. Много лет назад сюда переселились зороастрийцы из Ирана, где очень тяжело было исповедовать свою религию из-за мусульманских притеснений иноверцев.
Самая сильная зороастрийская диаспора в Индии, да пожалуй, и во всем мире, сейчас проживает в Мумбае. Этот город расположен на берегу Индийского океана. Когда-то он занимал лишь островную территорию. А потом постепенно вследствие подъема суши острова воссоединились, город разросся и превратился в огромный культурный и религиозный центр.
В настоящее время наибольшее количество зороастрийцев в мире проживает в двух странах – Иране и Индии, и поэтому именно эти две страны так привлекают внимание к себе и зороастрийцев России. Ведь именно в этих странах светлая религия пронесена через века и не предана забвению. Об этом свидетельствуют и действующие храмы огня на этих территориях, и памятники сохранившейся архитектуры, и древние обычаи и обряды, которым следует местное население. Нам же все приходится начинать с чистого листа. Связь времен, нить, связывающая нас с нашими предками – древними ариями – не раз прерывалась. Она продолжает сохраняться только в генетике, в генах нашего народа, интуитивно чувствующего свою сопричастность с этой религией. А фактически в России сейчас трудно найти людей, у кого кто-то из ближайших родственников исповедовал зороастризм. Многие даже об этом ничего никогда не слышали. Хотя довольно часто наши люди думают и живут по зороастрийским принципам, даже не ведая об этом.
Тем не менее, несколько человек в Санкт-Петербурге почти 11 лет назад провогласили себя зороастрийцами и создали Зороастрийскую общину, потому что почувствовали, что эта религия созвучна их чаяниям и устремлениям. И, конечно же, нам очень хотелось побывать в тех местах, где люди живут в этой религии, где есть храмы огня, проводятся зороастрийские ритуалы. До сих пор о зороастризме в Иране и Индии мы знали только из книг. Безусловно, хотелось все увидеть собственными глазами. Именно это и побудило нас предпринять в год Атара, покровительствующего Огню, отправиться в дальние путешествия и утолить свой интерес. Так, Наталье Малаховой из Минска удалось побывать в Иране, у древних зороастрийских святилищ. Ее путевые заметки о путешествии по этой стране опубликованы в этом номере журнала. А группа зороастрийцев из Санкт-Петербурга (младший настоятель зороастрийской общины Михаил Чистяков, редактор журнала «Митра» Галина Соколова, общинники Татьяна Фурман и Надежда Штерич) совершила большой перелет и побывала в Мумбае, в Индии.
Эта поездка была предпринята зимой, когда у нас уже повсюду лежал снег и было ниже 10 градусов мороза, а в Индии в это время сияло солнце и было под 30 градусов тепла. Поездка была приурочена к дням проведения Зороастрийского конгресса по нетрадиционной медицине, который состоялся в последние дни января 2005 года. На конгресс были приглашены представители из разных стран и континентов. Зороастрийцы из Санкт-Петербурга прилетели в Мумбай за два-три дня до проведения конгресса, и в эти первые дни пребывания в Индии должны были немного ознакомиться с этой страной, побывать в значимых для зороастрийцев местах.
…После нескольких часов перелета мы вдруг оказались совершенно в другой стране, которая сильно отличается от привычных европейских. Здесь все для нас было необычно. И жилые кварталы, и люди, преимущественно с другим цветом кожи, и язык, на котором говорили местные жители, и многое другое. Нам прежде всего надо было научиться понимать этих людей, чтобы общаться с ними. А сделать это было очень не просто. Многие из коренных жителей Индии не знают английского языка, а русского и тем более.
Татьяна Фурман и Михаил Чистяков прилетели на день раньше нас и быстро успели на новом месте освоиться. Татьяна прекрасно владеет английским и ей не составило труда найти общий язык с доктором Мехер Мастер Мусс, которая разместила ее у себя дома. Михаил поселился у местного парса Деньяра, в зороастрийском центре.
Меня и Надежду Штерич в аэропорту встретил представитель турфирмы и доставил на небольшом такси до гостинницы в центре Мумбая. И едва мы успели разместиться в комфортабельном уютном номере с видом на Индийский океан и немного привести себя в порядок после длительного перелета, как раздался звонок. Это звонил Михаил и приглашал нас поехать с ним и представителями парсийской общины к храмовым огням. Мы, не раздумывая, тут же с радостью согласились. Через полчаса нас уже ждал джип у входа в гостинницу. В машине сидели Татьяна и Михаил и несколько незнакомых мужчин. Оказалось, что один из пассажиров – Заур Дахте, кинооператор из Душанбе. Остальные – парсы. Мы сели в машину и отправились знакомиться с окресностями. Джип промчал нас по Мумбаю и выехал в загородную зону. Дорога к цели нашего путешествия была не близкой. Через несколько часов пути мы подъехали к месту, где нас ждал зороастрийский священник. Здесь мы остановились, и сопровождающие нас парсы вышли из машины и пригласили зороастрийского священника, одетого в традиционную белую одежду, поехать с нами. Он любезно согласился, и мы продолжили путь. Через некоторое время мы подъехали к красивому садово-парковому комплексу, где располагался ашрам всех религий. Побывать там и было целью нашей поездки. Мы оставили машину и вошли на территорию ашрама.
Слово «ашрам» в переводе с санскрита буквально означает «а» – отрицание, «шрам» – боль, т. е. ашрам – это место, где человек может избавиться от боли и душевных страданий и восстановить первоначальную целостность. Мы знаем, что ашрамы создаются для приобщения к «воплощению, сосредоточению и концентрации мыслей Духовных Учителей». На территории Индии ашрамов очень много. Наиболее известные из них – ашрамы Шри Ауробиндо и Саи Бабы. Духовная направленность ашрамов зависит от личностей их основателей. Место, которое нам удалось посетить, вероятно, было основано духовными лидерами разных религиозных конфессий. А каждая религия – это своя тропа к Единому Всевышнему. Вероятно, здесь, куда попали мы, все эти тропы каким-то образом пересекались. Фактически это был храм под открытым небом. А главной святыней в нем были огни, возжигаемые в укромных уголках этого освященного места. Сюда не пускают посторонних и случайных посетителей. Ашрам предназначен только для избранных людей, которые стремятся к духовному совершенству.
Никто из нас прежде никогда не был в подобных местах. Фактически мы даже не представляли заранее, что мы можем здесь увидеть. Поэтому все, что нам показали, было для нас внове и очень интересно.
Вначале нас провели к небольшому колодцу, который находится недалеко от входа в ашрам. Здесь мы совершили омовение, после чего нам предложили перекусить. Нас ждал необычный обед. Нас попросили сесть в позу лотоса на землю. И мы – Татьяна, Михаил и я – сели по одну сторону, а два парса и зороастрийский священник разместились напротив, по другую сторону. Остальные, кто приехал сюда с нами, предпочли стоять. Перед вкушением пищи зороастрийский священник пропел знакомые нам мантры «Ахунвар» и «Ашем Воху», но с необычной интонацией. Он проговаривал их очень красиво, размеренно, с глубоким чувством. Потом мы попытались вместе с ним произнести некоторые молитвы, но никто из нас не смог читать их так, как зороастрийский священник. После этого темнокожая служанка принесла нам еду. Мы начали трапезу. Пища была очень острой со жгучими национальными приправами, после которых все во рту горело. После вкушения пищи мы отправились осматривать ашрам. На протяжении всего этого дня Татьяна Фурман переводила нам то, что рассказывал сопровождающий нас зороастрийский священник.
Ашрам всех религий – это сакральное место, куда приходят представители разных религий, чтобы помолиться у священных огней: иногда в одиночестве, а иногда для проведения каких-то религиозных ритуалов. Здесь повсюду растут экзотические деревья и цветут цветы, каких у нас нигде не встретишь. Поют необычные птицы. В глубине парка находятся небольшие постройки, в которых горят священные огни. Темнокожие служанки заботятся о них, а также ухаживают за растениями, поливают цветы, хлопочут по хозяйству. Ходить здесь можно только по особо протоптанным тропинкам, которые ведут в укромные места, туда, где находятся алтари огней. Многие из них горят там постоянно.
Нам удалось побывать в нескольких специальных постройках и пещерных углублениях. Там оборудованы небольшие алтари и постоянно поддерживается огонь. Здесь же находятся ритуальные предметы и установлены портреты Заратуштры. Каждое помещение, куда нас заводили, отличалось от предыдущего. Нам разрешалось прикоснуться к пламени горящего огня, взять немного пепла, который здесь считается священным, втереть его в лоб и помолиться. Мы приближались к священным огням поочередно, касались его пальцами и вполголоса, или про себя, произносили те мантры, которые знали. У одних огней каждый начитывал молитвы про себя или вполголоса, но так, чтобы не мешать своим спутникам. У других – мы произносили известные нам мантры вместе. Вероятно, к каждому огню должен был быть свой подход.
У входа одного из домов огня висел колокол. Зороастрийский священник объяснил нам, что в него принято ударять после прикосновения к огню и молитвы. Удар колокола как сигнал включения. Мы тоже несколько раз ударили в этот колокол. Раздался гулкий, протяжный звук. Он был несколько другим, не такой, как у нас, когда звонят колокола в церкви. Наверное, каждый колокол звучит по-своему, у каждого свой характер. Звук зависит от материала, из которого изготовлен ритуальный предмет, и от места, где он находится.
Одним из интереснейших мест ашрама оказалась довольно большая круглая площадка, на которой равномерно по кругу были размещены восемь подставок для огней. Когда мы подошли, огни здесь не горели. Нам разрешили только взять пепел от прогоревших накануне огней. Зороастрийский священник сказал нам, что огни зажигаются только в определенные дни, когда здесь собираются очень важные представители самых разных религий и проводят совместные ритуалы.
Нам показали около 10 видов ритуальных огней. Возможно, и больше, но сосчитать их было трудно, так как наше внимание было сосредоточено на молитве и сакральном общении с огнями. После посещения лабиринта пещерных огней нас подвели к месту, где находилось ритуальное сооружение в виде мужского символа размером почти с человеческий рост. Внутри него тоже горел огонь. Зороастрийский священник попросил женщин на некоторое время оставить мужчин одних. После того как каждый из них подошел к этому огню, коснулся его и взял пепел для втирания в лоб, он благословил каждого мужчину авестийской мантрой. Потом проделать то же самое было разрешено и женщинам. Таким образом, каждый из нас получил благословение у этого священного огня. Зороастрийский священник пояснил нам, что молитва и поклонение этому огню помогут нам найти свою вторую половину и обрести сексуальную гармонию в жизни, что очень важно для всех нас, чтобы быть неуязвимыми.
Это было завершающее действие нашего посещения ашрама всех религий. После благословения, мы направились к выходу. Но тут-то как раз и произошло нечто самое неожиданное и интересное для нас.
Когда мы уже собирались уходить, к нам подошел одухотворенный человек, лет 35-ти, в белых одеждах. В нем было что-то возвышенное, сияющее. Нам показалось, что он спустился к нам с Небес. Зороастрийский священник поздоровался с ним и предложил ему поговорить с нами. Он сказал, что нам очень повезло, так так этот необычный человек – из высокой духовной иерархии. Он живет в горах, общается с Творцом мира, и очень редко кто имеет возможность видеть его. Сегодня он пришел сюда только для того, чтобы помолиться у священных огней. А когда возвращался после выполненной миссии, неожиданно встретил нас. Зороастрийский священник объяснил «человеку с гор», что мы зороастрийцы из России и приехали в Индию, чтобы тоже приобщиться к святыням ашрама, побывать в храмах огня и пообщаться с единоверцами. Одухотворенный незнакомец, с просветленным лицом, благосклонно согласился провести с нами несколько небольших медитаций. Он предложил нам сесть в позу лотоса, расслабиться, закрыть глаза, постараться поднять поток энергии вверх по центральному спинному каналу, затем представить себе Творца мира, настроиться на непосредственное общение с Ним. Одну медитацию мы провели в ашраме, а другую, немного отъехав от него, в другом возвышенном месте. После этих медитаций мы почувствовали себя очень бодро и легко. Мне показалось, что после этого у меня обострилась чувствительность и обычная зашоренность и суетность сознания исчезли. Появилось несколько другое видение и более спокойное и уравновешенное восприятие окружающего.
После медитаций, в знак благодарности и в память о нашей встрече, я подарила «человеку с гор» привезенную с собой из Петербурга многолетнюю белую хризантему, которая называлась «Светлана», чтобы ее можно было посадить здесь, в благодатной земле Индии, чтобы она напоминала о нас и о нашей чудесной встрече. И мы расстались. «Человека с гор» увезли его сопровождающие, а мы поспешили в Мумбай. Но на этом наше удивительное путешествие не закончилось.
Возвращаясь назад, мы заехали в гости к зороастрийскому священнику, который сопровождал нас в ашраме. Оказалось, что там, где он живет, тоже находится целый храмовый комплекс. Дом, в котором проживает священник, окружен парком. Здесь есть и место для медитаций перед священным огнем, и небольшое помещение для перевязывания пояса, и сам храм огня, где совершаются ритуальные службы. В парке, недалеко от дома священника, содержится белый буйвол, моча которого используется в зороастрийских ритуалах для очищения.
Вначале мы осмотрели парк перед домом священника и даже посидели на месте для медитации у огня. С разрешения хозяина разогли поярче огонь, подбросив в него дров, взяли немного пепла для втирания в лоб, как здесь принято, помолились у огня. Потом «поздоровались» с белым буйволом, который нам очень понравился. Затем в специально отведенном месте перевязали зороастрийские пояса и, сняв обувь и оставив ее на улице, вошли в храм огня.
Зороастрийский храм, где проводятся ежедневные и праздничные ритуалы и постоянно поддерживается огонь, отличается от наших христианских храмов не только размерами. Интерьер храмового помещения прост, без изысков и икон. Храм огня состоит из двух помещений. В одном, более просторном, могут находиться прихожане, а другое предназначено сугубо для священников, где проводятся сакральные действия. В центральной комнате установлен большой металлический сосуд, в котором разжигается огонь. Ваза для огня называется афринаган.
Из книги Мэри Бойс «Зороастрийцы: Верования и обычаи» мы знаем, что афринаганы (металлические сосуды для огня наподобие огромного кубка) наибольшее распространение получили в Индии во второй половине ХV в. Они были придуманы парсами для того, чтобы легче было перевозить огонь с места на место, и заменили каменные и глиняные подставки для огня (алтарные колонны), а также круглые металлические подносы, используемые до этого в ритуальных целях. Ведь у зороастрийцев издавна было принято возжигать огонь на высоких алтарях. При этом огонь находился вроде бы как «на троне». Ведь ему всегда отводилось самое почетное место в ритуале, так как издревле считается, что Бога нет там, где нет огня. И именно в пылающем огне проявляется творческая ипостась Творца.
Индийские парсы различают по степени важности и святости три вида священных огней: аташ-Байрам, аташ-Адаран и аташ-Дадгах. С каждым из этих огней связаны особые обряды их освящения, поддержания огня и своя молитвенная практика. Главный огонь – аташ-Бахрам, т. е. «Побеждающий». Он называется так в честь древнего божества Вертрагны («Разбивающий преграды»). Ему было посвящено наибольшее количество храмов огня в древности. Вертрагна почитается как защитник в житейских нуждах и хранитель путешествующих. Он дарует победу доблестным воинам в битве с полчищами демонических сил.
Главной святыней храма, где удалось побывать нам, тоже, безусловно, оказался пылающий огонь в афринагане на невысокой подставке. Место для огня охраняют скульптуры человекобыков. Оно закрыто по бокам и с задней стороны. Подходить близко к огню имеет право только священник. Он главный хозяин в храме, через него осуществляется связь с высшим миром. Над алтарем огня установлен металлический щит с изображением Фравахара, основного зороастрийского символа. Во время службы в храме огня электрический свет не включается. Помещение освещается только пылающим огнем, который разжигает священник. Пришедшие на службу обычно стоят перед чашей с огнем, наблюдают за языками пламени и действиями священника, молитвы произносят мысленно. Читает ритуал только сам священник.
На задней стене храма над сосудом с огнем расположены симметричные изображения крылатых человекобыков, по своим очертаниям напоминающих скульптуры Персеполя. На одной из стен храма висит огромный ковер, на котором в центре изображен Огонь, слева от него – Лорасп, отец царя Виштаспы, принявшего зороастрийскую веру, а справа – пророк Заратуштра. Вообще в храме огня не разрешается фотографировать, но для нас, как почетных гостей издалека, было сделано исключение. Поэтому нам удалось зафиксировать фрагменты зороастрийского храма, и теперь мы можем порадовать наших читателей сделанными фотоснимками.
Когда мы вошли в храм, уже начинало темнеть, и как раз должна была начаться вечерняя служба. Нам посчастливилось наблюдать, как зороастрийский священник проводит свой обычный вечерний ритуал. Перед этим он ударяет в колокол и его звук предупреждает о том, что служба началась. Затем, произнося авестийские мантры, священник обходит чашу с огнем, совершает ряд ритуальных действий, затем касается пола перед постаментом чаши с огнем и снова поет нараспев мантры у чаши с огнем.
Это совершенно бесподобное зрелище произвело на нас незабываемое впечатление. Мы были в восторге от увиденного. Языки пламени были настолько высокими, мощными, что фотоаппарат не выдерживал высокого напряжения энергетики храма, он постоянно отказывался работать, и заснять это зрелище в полной его красоте было просто невозможно. Нам казалось, что чище и сильнее огня мы не видели никогда. Воздух продолжал звенеть и после прозвучавших мантр, даже когда священник уже закончил свой ритуал, настолько начитанным было все пространство вокруг. Это был один из лучших дней в моей жизни. И он был лучшим не только для меня, но и для тех, кто был вместе со мной и видел это чудо.
На следующий день мы совершили еще одно удивительное путешествие – на теплоходе – на остров Элефанта, который находится в 10 километрах от берега и посетили на нем пещерные храмы, построенные в VII в. А через два дня после нашего приезда начал работу Зороастрийский конгресс по нетрадиционной медицине и культурным связям.
Основатели общины парсов (происходившие из Хорасана, т.е. с территории древней Парфии), не имея возможности свободного вероисповедания, в VШ в. стали покидать Иран (частично из городка Санджан, расположенного на юго-западе Хорасана) и устремились на юг и в середине VШ в. высадились на побережье Гуджарата. После высадки на побережье Гуджарата парсы смогли возжечь священный огонь Аташ-Бахрам. Возможно, священный огонь из Хорасана был перенесен в Санджан. Санджанский огонь Аташ-Бахрам оставался единственным священным огнем у парсов в течение примерно последних 800 лет, но в основном жрецы и миряне молились и исполняли обряды перед огнем своих домашних очагов так, как это делали их предки в древности до введения храмовых культов огня.
В конце ХVШ–ХIХ вв. все больше и больше священных огней основывалось отдельными верующими и в новых местах поселений парсов, и в старых колониях в Гуджарате. Самый старый сельский огонь – Адаран – тот, который находится в Сингапуре, неподалеку от Сурата. Новые храмы огня парсов, подобно храмам огня иранских зороастрийцев, невозможно было отличить от обычных домов на улицах, где они находились, потому что за пределами Бомбея было еще небезопасно.
Почти сорок лет в Бомбее горел только один священный огонь – Аташ-Бахрам, учрежденный партией Кадми, но вскоре после того, как два огня Аташ-Бахрам были установлены в Cурате, три брата из семейства Вадиа зажгли в Бомбее огонь для Шеншаи. Его освящение осуществили в 1830 г.
В конце ХIХ в. в Индии уже насчитывалось 134 малых храмов огня. В Бомбее осветили еще два огня Аташ-Бахрам (в 1844 г. и 1898 г.). Всего в Индии стало восемь священных огней Аташ-Бахрам.
В ХХ в. Бомбей для парсов стал тем же, что и Тегеран для зороастрийцев Ирана.
Из книги Мэри Бойс «Зороастрийцы: Верования и обычаи»
Храм огня в Мумбае
Зороастрийский храм Мумбая
У входа в храм огня
Прием пищи в ашраме всех религий по традиции осуществляется в позе лотоса
Алтарь огня и ритуальные предметы в ашраме всех религий
У портрета Заратуштры в ашраме
постоянно горит огонь
Зороастрийцы Санкт-Петербурга
в ашраме всех религий
Одна из святынь ашрама, где в определенные дни
зажигается восемь ритуальных огней
Встреча в ашраме с человеком
из высокой духовной иерархии
Место для медитации у огня
Белый буйвол у дома
зороастрийского священника
Крылатый человекобык, охраняющий
священный огонь в зороастрийском храме
В зороастрийском храме огня